Вернуться к обычному виду
Версия для слабовидящих

Депутат Государственной Думы Анатолий Литовченко зарекомендовал себя как автор ряда знаковых законопроектов

21.11.2018

DSC_1357-min.JPGДепутат Государственной Думы от Коркинского избирательного округа Анатолий Литовченко, несмотря на статус новичка в федеральном парламенте, уже зарекомендовал себя как автор ряда знаковых законопроектов. Мы попросили его рассказать о своей работе в Думе и в округе, взаимодействии с региональным правительством и шансах Бориса Дубровского на переизбрание губернатором.

«Верните доктора в город!»

- Анатолий Григорьевич, в ходе избирательной кампании вы получили огромное количество наказов от жителей своего округа. Что уже удалось сделать?

- Наказов действительно было много - более 20 тысяч. Чтобы эффективно с ними работать, мы разделили их на три группы: федеральные, региональные и муниципальные. Выяснилось, что некоторые федеральные наказы можно решить с правительством РФ. В качестве примера приведу ситуацию с дефицитом медицинских кадров в небольших городах области, таких как Еманжелинск, Коркино, Южноуральск и многих других. Укомплектованность врачами здесь - всего 40-60%. На селе ситуация лучше благодаря программе «Земской доктор». Важный наказ, с которым я поехал в Москву, - «Верните доктора в город!». Так вот, без принятия дополнительных законов, нам удалось добиться распространения программы «Земской доктор» на малые города - с населением до 50 тысяч человек. Это произошло в нынешнем году. Отмечу, что к решению этой проблемы, кроме меня, активно подключились и другие депутаты. Нам также удалось вернуть в регионы систему распределения выпускников-бюджетников, поступивших по целевому набору. Теперь три года они обязаны отработать в том муниципалитете, который направил их в вуз. Сейчас главное, чтобы набор «целевиков» решил проблему дефицита кадров.

- Над какими законопроектами в Думе вы сейчас работаете?

- В ноябре этого года с моим участием внесены изменения в Жилищный кодекс, которые освобождают граждан от необходимости доказывать факт отсутствия задолженности при назначении им субсидий и компенсаций по оплате ЖКХ. Работал над принятием других изменений в Жилищный кодекс. Они позволили собственникам жилья самим определять форму оплаты за потребляемые ресурсы: по нормативу или по общедомовым приборам учета. Кроме того, в первом чтении, также с моим участием, принят закон, упрощающий процедуру проведения общих собраний собственников жилья. Сейчас работаю над тем, чтобы ресурсоснабжающие организации принимали оплату за общедомовые нужды по приборам учета. Хочу выделить именно эти законы, поскольку они снижают бремя нагрузки на наших жителей, направлены на уменьшение оплаты за коммунальные услуги.

Кроме того, с коллегами занимаемся вопросом возврата к административной ответственности за ненадлежащее обращение с безнадзорными животными, упрощения процедуры изъятия необработанной земли, расширением доступа отечественных сельхозпроизводителей на рынки сбыта продукции. Учитывая, что работаю в комитете по федеративному устройству, занимаюсь вопросами выравнивания бюджетной обеспеченности в пользу регионов. Считаю, что в каждом муниципалитете должен быть свой фонд развития для решения перспективных вопросов, таких как газификация, водоснабжение, ремонт объектов соцсферы, открытия новых производств, создания рабочих мест. Стараюсь, чтобы каждый наказ моих избирателей был рассмотрен на всех уровнях власти.


«Газификация с опережением»

- Что можете сказать о газификации региона? Как оцениваете ее темпы?

- Уровень газификации Челябинской области составляет 71%. Это лучший показатель в Уральском федеральном округе и один из лучших в стране. Очень мощный задел был сделан при губернаторе Петре Сумине. Однако при Борисе Дубровском темпы тоже впечатляющие. Только в этом году на газификацию регион потратил около миллиарда рублей. Благодаря губернаторской поддержке мы газифицировали даже малые населенные пункты, как деревня Летягино, станции Дубровка и Красноселка, в которые, как считали некоторые, газ не придет никогда.

- Анатолий Григорьевич, в регионе активно идет реконструкция домов культуры. Почему этим начали заниматься только сейчас?

- Мы знаем, что средств в бюджете всегда было недостаточно. В первую очередь они тратились на ремонт школ, детских садов, а ремонт клубов финансировался по остаточному принципу. Поэтому большинство домов культуры до последнего времени находилось в предаварийном состоянии. Получив наказы от жителей, депутаты Госдумы от партии «Единая Россия» предложили программу по ремонту Дворцов культуры. И начиная с 2017 года в федеральный бюджет стали закладываться на эти цели средства. В результате только по Коркинскому избирательному округу обновлены объекты культуры в Коркино, Еманжелинске, Южноуральске, Красногорске, Дуванкуле и многих других городах и поселках. В 27 населенных пунктах региона сегодня работают кинотеатры с аппаратурой 3D – по этому показателю мы лучшие на Урале. И в этом особая заслуга принадлежит челябинскому губернатору Борису Дубровскому, который софинасирует и ремонты клубов, и установку современной аппаратуры.

- Современные дома культуры, кинотеатры с 3D, другие блага цивилизации – может ли это повлиять на то, чтобы молодежь оставалась на селе?

- Проработав главой района (Увельского – Ред.) 20 лет, газифицировав его, подав чистую воду в дома, отремонтировав школы и клубы, я понял, что этого не достаточно, чтобы молодежь осталась на селе. Главное – это рабочие места. Будет работа, будет достойная зарплата, созданы социальные блага – и люди не станут уезжать в город.


«Модель управления Челябинска рекомендуют всем крупным городам России»

- Вы много лет работали главой Увельского района, возглавляли Совет муниципальных образований области, несколько раз участвовали в избирательных кампаниях, а потому как никто другой знаете проблемы местного самоуправления. Что думаете о системе выборов глав муниципальных образований?

- И в прямом голосовании, и в голосовании депутатами, когда они выбирают руководителей городов и районов, есть свои плюсы и минусы. Я сам прошел через обе процедуры. Недостатки прямых выборов – есть опасность, что победитель не будет обладать нужными навыками, знаниями и необходимыми управленческими способностями. Но он может пройти на обещаниях. Потом на такой же основе прийти следующий. Для небольших муниципальных образований опасность не единственная. Был случай, когда толковый глава сельского поселения проиграл выборы тому, у кого половина деревни - родственники. Отозвать главу практически невозможно. Поселение за 5 лет потеряло в развитии лет 10. Рисков избрать не того кандидата при выборах через депутатов меньше, и отозвать его куда проще. В целом, считаю, главное не форма выборов, а человек. Нужна серьезная кадровая работа, отбор способных управленцев, их обучение. Нужна практика муниципальной работы. Тогда и ошибок в выборе будет меньше, и доверия к власти больше.

- Как вы оцениваете муниципальную реформу в Челябинске и работу депутатов районных Советов?

- Муниципальная реформа признана успешной, она сделала власть более эффективной и оперативной в принятии решений. А модель внутригородского районного деления будет рекомендована для принятия всеми городами численностью свыше 500 тыс. человек. Решение принято по итогам круглого стола, он прошел в Челябинске неделю назад. Организатором форума стал комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

В чем суть преобразований? В 2014 году начался эксперимент – Челябинск стал городским округом с внутригородским делением, а семь его районов приобрели статус самостоятельных муниципалитетов со своими органами власти, полномочиями и бюджетами.

В каком округе депутат может больше сделать? Там, где живет 4 тысячи или 40 тысяч человек? Я часто встречаюсь с жителями. К примеру, в тех же Ленинском и Советском районах люди знают своих депутатов, называют по имени-отчеству, могут рассказать, что сделал их народный избранник, обращаются к нему по любому вопросу. Недавно принимали двор, благоустроенный по программе «Городская среда». Меня удивило, насколько погружен в проблемы своего округа депутат районного Совета! И таких, рабочих депутатов, большинство. Депутаты-невидимки, думаю, просто больше не переизберутся.

Кроме того, сейчас у людей появилось больше реальных возможностей влиять на происходящие в городе процессы, принимать в них активное участие. А у власти - более эффективно реализовывать свои полномочия.

- А в чем тогда видите минусы такого административно-территориального устройства как городской округ?

- Такая форма муниципальных образований, на мой взгляд, эффективна, когда большая часть населения, а лучше всё население, проживает в городе, как, например, в Южноуральске, Магнитогорске, Челябинске и т.д. С другой стороны, есть Копейский округ, где 70 тысяч человек – в городе, а 150 тысяч – в округе, и данная форма муниципального образования по ряду вопросов блокирует развитие поселков. Причина – поселки не являются самостоятельными муниципальными образованиями и не попадают в программу развития территорий, а городской округ не может участвовать, потому что население превышает 50 тысяч человек, на которые рассчитаны программы. Речь о таких программах, как обеспечение больниц врачами, ремонт домов культуры и т.д. Считаю, что для Копейска и некоторых других административно-территориальных образований сегодня больше подходит статус муниципального района, в состав которого бы входили городские поселения. Тогда и власть будет ближе к людям. Но окончательное решение, и это важно подчеркнуть - за жителями.


«За губернатора Бориса Дубровского – весомые аргументы»

- Через год в Челябинской области пройдут выборы губернатора. Вам довелось работать с тремя главами региона. Как оцениваете политическую ситуацию и шансы Бориса Дубровского?

- Действительно, я был главой муниципалитета при трех губернаторах и хочу сказать – у каждого чему-то учился. Борис Дубровский – крепкий хозяйственник. Очевидна социальная направленность губернаторской повестки. Я бы уточнил – социальная ответственность принимаемых решений. В приоритете – качество жизни пожилых людей, развитие инфраструктуры в городах и районах, решение экологических проблем, внимание сохранению и развитию учреждений социальной сферы.


Возьмем газификацию, а это кардинальное изменение жизни, благоустроенный быт, тепло, уют. Думаю, в ближайшие годы Челябинская область приблизится к 100-процентной газификации. Кстати, первой не только в УрФО, но и в стране.

Я знаю, и какое внимание уделяется развитию муниципалитетов. Практически каждый месяц бываю в Южноуральске и не перестаю удивляться, как меняется город, как решаются вопросы. За последние два года здесь завершено строительство современной Ледовой арены, обновлен парк культуры и отдыха с новым колесом обозрения, реконструирован Дворец культуры, ремонтируются фасады зданий, асфальтируются дороги. И это лишь один пример внимания губернатора к развитию муниципальных образований – кардинальные преобразования происходят и в других территориях региона.

Сейчас Челябинск активно готовится принять одно из главных политических событий 2020 года - саммиты стран - участниц Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и БРИКС. Губернатор Дубровский не просто добился для Челябинска этих статусных мероприятий, ему их доверили проводить. А это федеральные средства, масштабные стройки - дороги, транспортные развязки, конгресс-центр, новый аэропорт, набережная реки Миасс, гостиницы, офисные, торговые и развлекательные комплексы, ремонт фасадов домов и многое-многое другое. Челябинск должен кардинально преобразиться, а область получит мощный импульс для развития. За губернатора Бориса Дубровского, согласитесь, весомые аргументы.


Возврат к списку