Вернуться к обычному виду
Версия для слабовидящих

Прокурор разъясняет

Прокуратура Еткульского района
456560, Челябинская область, Еткульский район, с.Еткуль, ул.Октябрьская, д.38
Телефон: 8 (35145) 2-11-42
Электронный адрес: chel17@74.mailop.ru


Внимание! Приём граждан по вопросам мобилизации!

Прокуратурой Еткульского района с понедельника по четверг с 9.00 до 18.00 (в пятницу до 16.45) осуществляется прием граждан по вопросам, связанным с мобилизацией жителей Еткульского района.

Консультации также осуществляются по телефонам: 8(35145)2-16-82, 2-11-42.

Кроме того, прокуратурой Челябинской области организована круглосуточная горячая линия по вопросам мобилизации по телефону: 8-908-811-69-69



В прокуратуре Еткульского района организованы «ГОРЯЧИЕ ЛИНИИ»:

·      Горячая линия по вопросам ЖКХ – по всем вопросам, связанным с ненадлежащим теплоснабжением, ненадлежащим оказанием коммунальных услуг, можно обратиться по телефонам: 8 (35145) 2-10-39, 2-11-42;

·      Горячая линия по вопросам долевого строительства – по всем вопросам, связанным с нарушением прав дольщиков, можно обратиться по телефонам: 8 (35145) 2-10-39, 2-11-42;

·     Горячая линия по вопросам соблюдения прав предпринимателей – о всех нарушениях прав предпринимателей, допущенных контролирующими органами, органами государственной власти и местного самоуправления можно сообщить по телефонам: 8 (35145) 2-10-39, 2-11-42.


В прокуратуре района приема граждан проводится ежедневно, в течении рабочего времени с 09 часов до 18 часов (в пятницу – до 16.45 часов) согласно графику:

  • понедельник – старший помощники прокурора района Базазян Ольга Александровна, помощник прокурора района Сухарев Евгений Сергеевич
  • вторник – заместитель прокурора района Бикбулатов Ринат Маулитович
  • среда - прокурор района Ростов Александр Иванович
  • четверг - старший помощник прокурора района Рязанова Наталья Николаевна
  • пятница – помощник прокурора района Васиченко Евгения Николаевна

Кроме того, в целях оказания субъектам предпринимательской деятельности помощи по правовым вопросам, реализации их прав на личное обращение в органы прокуратуры ежемесячно, каждый первый вторник месяца с 9 до 18 часов лично прокурором района проводится прием предпринимателей.

 





    




НОВОСТИ




19.05.2023 Выселение из жилого помещения из-за систематического нарушения прав соседей либо использования жилого помещения не по назначению


Законодательством Российской Федерации строго определены случаи выселения граждан из жилого помещения. Одним из таких оснований является систематическое нарушение прав соседей либо использование жилого помещения не по назначению или бесхозяйственное обращение с ним.

В соответствии со статьей 35 Жилищного кодекса Российской Федерации если наниматель или проживающие с ним члены его семьи используют жилое помещение не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение, они могут быть выселены из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Выселение допускается только в качестве крайней меры и только по решению суда.

С иском о выселении в данном случае вправе обратиться наймодатель или другие заинтересованные лица, например, соседи.

Если указанные выше нарушения совершает собственник жилого помещения и после предупреждения органа местного самоуправления продолжает их совершать и не производит необходимый ремонт, то по иску органа местного самоуправления суд может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.

  

05.04.2023 Заявление о преступлении, подаваемое в правоохранительные органы, должно соответствовать требованиям статьи 141 УПК РФ

Заявление о преступлении вправе подать граждане, их представители, законные представители, а также представители организаций. Заявление должно содержать полные сведения о заявителе, в том числе фамилию, имя, отчество заявителя, адрес его места жительства, наименование организации, ее место нахождение, контактные данные.

Заявление должно содержать сведения о совершенном или готовящемся преступлении. При этом закон не требует, чтобы заявление содержало подробные сведения о преступлении. Должностное лицо правоохранительного органа не вправе отказать в принятии заявления, мотивируя тем, что заявление не содержит достаточных данных о преступлении.

Письменное заявление должно быть подписано заявителем.

Устное заявление подается только путем составления должностным лицом протокола о принятии устного заявления, в котором заявитель ставит свою подпись, а также подпись о том, что он предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложный донос.

Сообщение о преступлении, направленное в электронной форме, расценивается как письменное заявление о преступлении, если соответствует вышеуказанным требованиям.

Устное сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, поступившее по телефону дежурной части органа внутренних дел, по «телефону доверия» и т.п., не является заявлением о преступлении. Такое сообщение в соответствии с ч. 5 ст. 141 УПК РФ относится к иным источникам получения информации о преступлении. Лицо, получившее данное сообщение, составляет рапорт об обнаружении признаков преступления, который и служит поводом для возбуждения уголовного дела.

Согласно ч. 7 ст. 141 УПК РФ анонимное заявление о преступлении, то есть заявление, которое не содержит сведения о фамилии и месте жительства заявителя либо содержит ложные данные о заявителе, не является поводом для возбуждения уголовного дела. Однако анонимное заявление о преступлении также подлежит проверке, в случае подтверждения сообщенных сведений, уголовное дело может быть возбуждено на основания рапорта об обнаружении признаков преступления, составленного лицом, проводившим проверку.

Органы прокуратуры уголовно-процессуальные проверки по заявлениям о преступлениях не проводят. Такие сообщения (при их поступлении) направляются прокуратурой по компетенции в правоохранительные органы.

       Помощник прокурора Е.С. Сухарев

05.04.2023 Ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения 

Административная ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения предусмотрена статьями 12.8 и 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В соответствии со статьей 12.8 КоАП РФ управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Аналогичная ответственность предусмотрена и за передачу управления автомобилем лицу, находящемуся в состоянии опьянения. Согласно статьи 12.26 КоАП РФ невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении освидетельствования на состояние опьянения также влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Лица, не имеющие водительского удостоверения, либо лишенные права управления транспортным средством и управляющие автомобилем в состоянии опьянения могут быть подвергнуты административному аресту на срок от 10 до 15 суток, либо оштрафованы на 30 тыс. рублей.

Водители, ранее подвергавшиеся административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение требования должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, могут быть привлечены к уголовной ответственности по части 1 ст. 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Максимальное наказание за совершение данного преступления может достигать 2 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Лица, имеющие судимость за совершения преступления, предусмотренного частями 2, 4, 6 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации, могут быть привлечены к уголовной ответственности по части 2 статьи 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Максимальное наказание за совершение данного преступления может достигать 3 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 6 лет.

Помощник прокурора Е.С. Сухарев


20.03.2023 Обязанность собственников принимать меры, направленные на очистку от снега балконов и козырьков над ними

В связи с большим количеством осадков в виде снега, выпавших за последнее время, перепадом температур воздуха, на кровлях жилых домов образуется наледь. Существует опасность схода снежной массы с крыш домов, падения наледи, вследствие чего возникает реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью, имуществу граждан.

Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. N 170.

В соответствии с п. 4.6.1.23. Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", уборка наледи и сосулек с кровель домов осуществляется управляющей организацией.

Вместе с тем согласно ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно п.1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Статья 36 Жилищного кодекса РФ не относит балконы квартир и козырьки над ними к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку они не являются ограждающими несущими конструкциями и служат для эксплуатации только одного жилого помещения.

Таким образом собственники балконных козырьков обязаны принимать исчерпывающие меры, направленные на обеспечение надлежащего содержания имущества, своевременно осуществлять его осмотр и очистку от снега.

Старший помощник прокурора района Базазян О.А.               


15.03.2023 Изменения Правил противопожарного режима в Российской Федерации

С наступлением весеннего периода, возрастает угроза возникновения лесных пожаров.

Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

Постановление Правительства РФ от 24.10.2022 N 1885 "О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации" в Правила внесены изменения, которые вступают в силу с 1 марта 2023 года, за исключением пункта 29 изменений, вступающего в силу с 1 марта 2024 года.

Правила дополнены требованиями, как гражданам, так и руководителям организаций, органам местного самоуправления.

Пункт 2 Порядка использования открытого огня и разведения костров на землях сельскохозяйственного назначения, землях запаса и землях населенных пунктов, ранее предусматривал: Использование открытого огня лишь в специально оборудованных местах при условии, что место использования открытого огня должно быть выполнено в виде котлована (ямы, рва) не менее чем 0,3 метра глубиной и не более 1 метра в диаметре или площадки с прочно установленной на ней металлической емкостью (например, бочка, бак, мангал) или емкостью, выполненной из иных негорючих материалов, исключающих возможность распространения пламени и выпадения сгораемых материалов за пределы очага горения, объемом не более 1 куб. метра; место использования открытого огня должно располагаться на расстоянии не менее 50 метров от ближайшего объекта (здания, сооружения, постройки, открытого склада, скирды), 100 метров - от хвойного леса или отдельно растущих хвойных деревьев и молодняка и 30 метров - от лиственного леса или отдельно растущих групп лиственных деревьев и должно быть выполнено в виде котлована (ямы, рва) не менее чем 0,3 метра глубиной и не более 1 метра в диаметре или площадки с прочно установленной на ней металлической емкостью (например, бочка, бак, мангал) или емкостью, выполненной из иных негорючих материалов, исключающих возможность распространения пламени и выпадения сгораемых материалов за пределы очага горения, объемом не более 1 куб. метра и др.

Новой редакцией Правил данная норма дополнена требованием о том, что при использовании открытого огня для сжигания сухой травы, веток, листвы и другой горючей растительности на индивидуальных земельных участках населенных пунктов, а также на садовых или огородных земельных участках место использования открытого огня должно располагаться на расстоянии не менее 15 метров до зданий, сооружений и иных построек.

В комнатах квартир и жилых домов, не подлежащих защите системой пожарной сигнализации и (или) системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в которых проживают многодетные семьи, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении, должны быть установлены и находиться в исправном состоянии автономные дымовые пожарные извещатели.

В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры и др.

 Старший помощник прокурора района Базазян О.А. 

       

01.03.2023 В России введен запрет пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений и установлена административная ответственность за его нарушение

Вступившим в силу Федеральным законом от 05.12.2022 № 478-ФЗ нормы действующего законодательства дополнены положениями, устанавливающими запрет на распространение на территории России информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, педофилию, смену пола.

С 5 декабря 2022 года в новой редакции действуют Федеральные законы: «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и др. закрепляющие недопустимость злоупотребления свободой массовой информации, в том числе путём размещения запрещенной информации в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях, и «О защите прав потребителей», признающий недопустимым продажу товара, в том числе импортного товара, содержащего информацию, за распространение которой предусмотрена административная или уголовная ответственность.

В целях обеспечения соблюдения установленного запрета и привлечения к ответственности нарушителей, Федеральным законом от 05.12.2022 № 479-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Изложена в новой редакции статья 6.21 КоАП РФ, которая предусматривает привлечение граждан, должностных и юридических лиц к административной ответственности за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений. Также кодекс дополнен новыми нормами – статьей 6.21.1, которой введена административная ответственность за пропаганду педофилии, и статьей 6.21.2, установившей административную ответственность за распространение среди несовершеннолетних информации, демонстрирующей нетрадиционные сексуальные отношения.

При этом наиболее строгие меры наказания предусмотрены за осуществление запрещенной законом пропаганды среди несовершеннолетних, применения для этого средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей, а также за совершение правонарушений иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Разъяснение подготовила ст. помощник прокурора Еткульского района Базазян О.А.




01.03.2023 О проведении аукционов по продаже и заключению договора аренды земельных участков вступили изменения

С 01 марта 2023 года вступают в силу изменения в Земельный кодекс РФ в части проведения аукционов по продаже и заключению договора аренды земельных участков

С 01 марта 2023 года Федеральным законом от 07.10.2022 № 385 в Земельный кодекс РФ вносятся изменения о порядке проведения аукционов по продаже земельных участков.

Статьей 39.13 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в настоящее время аукционы по продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, проводятся как в электронной форме, так и в бумажной. В связи со вступившими изменениями с 01 марта 2023 года аукционы будут проводиться только в электронной форме.

Указанные правила распространяются также на аукционы на право заключения договора аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Исключения могут устанавливаться федеральными законами.

Аукционы будут проводиться на электронных площадках в соответствии с порядком, установленным внесенными изменениями. По результатам аукциона стороны заключают электронный договор купли-продажи либо аренды, который заверяется электронной цифровой подписью.



Разъяснение подготовила ст. помощник прокурора Еткульского района Базазян О.А.

01.03.2023 Появилась возможность перерасчета платы за вывоз бытовых отходов за период временного отсутствия

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2022 № 2076 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» закреплено право жителей многоквартирных домов на перерасчет платы за вывоз твердых бытовых отходов.

Так, при временном (более 5 полных календарных дней подряд) отсутствии в жилом помещении потребителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании соответствующего заявления и документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя в жилом помещении, осуществляется перерасчет размера платы за указанную услугу в установленном порядке.

Постановление вступает в силу с 1 марта 2023 года и действует до 31 декабря 2027 года.

Разъяснение подготовила ст. помощник прокурора Еткульского района Базазян О.А.


01.03.2023 Изменения в правила дорожного движения, в том числе в части регламентации движения электросамокатов, гидроскутеров и других мобильных средств

С 1 марта 2023 года вступят в силу поправки в Правила дорожного движения (ПДД) установленные Постановлением Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"

Документ затрагивает права и обязанности широкого круга лиц: пешеходов, автомобилистов, владельцев средство индивидуальной мобильности

Указанными правилами электросамокатам, электроскейтбордам, гироскутерам, сигвеям, моноколесам и иным аналогичным средствам дано общие определение - «средство индивидуальной мобильности" - транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей).

Внесены изменения в определение понятий «Велосипед», «Велосипедная дорожка», «велосипедная зона», «Маршрутное транспортное средство», «пешеход» и целый ряд других понятий, используемых в ПДД.

Законодательно закреплено, что средства индивидуальной мобильности и велосипеды не относятся к механическим транспортным средствам.

Водитель механического транспортного средства, как и ранее обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки документы, предусмотренные Правилами, но в случае их оформления в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации они могут быть предъявлены в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе.

ПДД предусмотрено, что при движении по велосипедным дорожкам, а также при пересечении таких дорожек пешеходы должны уступать дорогу велосипедистам и лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности.

При выезде из жилой зоны водители и лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, должны уступить дорогу другим участникам дорожного движения.

При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги - пешеходам, велосипедистам и лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, путь движения которых он пересекает.";

Движение детей в возрасте младше 7 лет, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, должно осуществляться только в сопровождении взрослых.

Движение лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, разрешается со скоростью не более 25 км/ч.

Если движение велосипедиста или лица, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности, в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон (включая велосипедные дорожки, находящиеся в пешеходных зонах) подвергает опасности или создает помехи для движения пешеходов, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов, а лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности, спешиться или снизить скорость до скорости, не превышающей скорость движения пешеходов.

Во всех случаях совмещенного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, пешеходы имеют приоритет.

При пересечении проезжей части вне перекрестка велосипедистом или лицом, использующим для передвижения средство индивидуальной мобильности, указанные лица обязаны уступить дорогу другим участникам дорожного движения, движущимся по ней.

Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов. Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Велосипедистам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и водителям мопедов запрещается: управлять велосипедом, мопедом и средством индивидуальной мобильности (при наличии руля), не держась за руль хотя бы одной рукой; перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению; перевозить пассажиров, если это не предусмотрено оборудованием или конструкцией велосипеда или средства индивидуальной мобильности;

Документ содержит целый ряд других нововведений.

Разъяснение подготовила ст. помощник прокурора Еткульского района Базазян О.А.


17.02.2023 Положения Уголовного кодекса Российской Федерации о конфискации транспортных средств при совершении преступлений против безопасности движения

Федеральным законом от 14.07.2022 № 258-ФЗ внесены изменения в статью 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Указанными изменениями предусмотрена конфискация (принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства) транспортного средства, принадлежащего обвиняемому и использованного им при совершении преступлений, предусмотренных статьями 264.1 (управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость), 264.2 (нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами), 264.3 (управление транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами и подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость) Уголовного кодекса Российской Федерации.

Необходимо отметить, что конфискация является мерой уголовно-правового характера и не заменяет уголовного наказания, а применяется одновременно с ним.

Изменения вступили в силу с 25.07.2022.

Помощник прокурора Е.С. Сухарев

17.02.2023  Изменения, внесенные в статью 80 Уголовного кодекса Российской Федерации


Федеральным законом от 24.09.2022 № 365-ФЗ внесены изменения в статью 80 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с указанными изменениями для осужденных за особо тяжкие преступления замена неотбытого срока наказания принудительными работами теперь возможна после отбытия такими осужденными не половины срока наказания, а его двух третей.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 10 Уголовного кодекса Российской Федерации указанные выше положения не распространяются на лиц, совершивших особо тяжкие преступления до 24.09.2022, то есть для них действует норма закона в ранее действовавшей редакции и замена неотбытого срока наказания принудительными работами возможна после отбытия половины срока наказания.

Помощник прокурора Е.С. Сухарев


13.02.2023  О запрете отказа в заключении договора с потребителем при непредоставлении им персональных данных

С 1 сентября 2022 года вступили в силу отдельные изменения в Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Одним из них является установление запрета на отказ в заключении договора с потребителем при непредоставлении им персональных данных.

В соответствии с ч. 4 ст. 16.1 Закона продавец не вправе отказывать потребителям в заключении, изменении или расторжении договора при отказе в предоставлении потребителем персональных данных, за исключением случаев, если такая информация непосредственно связана с исполнением договора.

Также законодательством установлена обязанность продавца по предоставлению в течение 7 дней информации потребителю в письменной форме о конкретных причинах и основаниях, определивших невозможность заключения, изменения или расторжения договора без предоставления персональных данных. В случае требования потребителя о предоставлении информации в устной форме она должна быть предоставлена незамедлительно.

Одновременно в ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Нарушение иных прав потребителей) внесено дополнение, установившее ответственность продавца за отказ в заключении договора в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные в виде штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 рублей до 10 000 рублей, на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей.



10.02.2023  Изменение законодательства в сфере охраны труда

С 01.03.2022 работодатели обязаны учитывать все произошедшие с работниками микроповреждения. Согласно ч. 1 ст. 226 ТК РФ микроповреждения (или микротравмы) - это ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, полученные работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя:

- при исполнении ими трудовых обязанностей;

- выполнении какой-либо работы по поручению работодателя или его представителя;

- при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.

Причем эти повреждения не должны влечь расстройства здоровья или наступления временной нетрудоспособности, что характерно для несчастных случаев (подробнее о событиях, которые квалифицируются в качестве несчастных случаев, см. в ч. 3 ст. 227 ТК РФ).

Перечень микроповреждений не является закрытым, то есть если повреждение, как бы оно ни называлось с медицинской точки зрения, не влечет расстройства здоровья или наступления временной нетрудоспособности, то на это повреждение будет распространяться режим микроповреждений, а не режим несчастного случая.

Обратите внимание: ТК РФ четко определяет круг лиц, которые потенциально могут получить микроповреждение. Во-первых, это непосредственно сотрудники. Причем под ними понимаются все работники без исключения, включая дистанционных. Во-вторых, это "другие лица, участвующие в производственной деятельности работодателя". Их перечень дан в ч. 2 ст. 227 ТК РФ. Это:

- работники и другие лица, получающие образование в соответствии с ученическим договором;

- обучающиеся, проходящие производственную практику;

- лица, страдающие психическими расстройствами, участвующие в производительном труде на лечебно-производственных предприятиях в порядке трудовой терапии в соответствии с медицинскими рекомендациями;

- лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду;

- лица, привлекаемые в установленном порядке к выполнению общественно полезных работ;

- члены производственных кооперативов и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, принимающие личное трудовое участие в их деятельности.

Как видите, требования расследовать микроповреждения у лиц, с которыми заключены гражданско-правовые договоры, в отличие от расследования некоторых произошедших с ними несчастных случаев, в законе нет.

Согласно ч. 2 - 3 ст. 226 ТК РФ в целях предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний работодатель самостоятельно осуществляет учет (в т.ч. регистрацию) микроповреждений и рассмотрение обстоятельств и причин, приведших к их возникновению у работников. Таким образом, это обязанности работодателя, которые он должен выполнять, а вот каким образом - отнесено на его усмотрение.

Чтобы не оставить работодателей один на один с новыми обязанностями, в ч. 4 ст. 226 ТК РФ предусмотрена бланкетная (отсылочная) норма о том, что рекомендации по учету микроповреждений (микротравм) работников утверждает Минтруд России с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Такой подзаконный акт уже принят. Минтруд России Приказом от 15.09.2021 N 632н утвердил Рекомендации по учету микроповреждений (микротравм) работников. За отказ им следовать работодателя к ответственности не привлекут, вы можете прописать собственный порядок учета микротравм или взять за основу предложенный Минтрудом России.

Работодателям лучше следовать Рекомендациям профильного ведомства, закрепив это в локальном нормативном акте (например, в Положении об учете и расследовании обстоятельств и причин, повлекших получение работниками микроповреждений (микротравм)). В противном случае придется изобретать и регламентировать собственный порядок и следовать ему, чтобы при необходимости доказать проверяющим и иным государственным органам выполнение со своей стороны надлежащим образом обязанностей по учету и рассмотрению обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников. Не исключено, что "самодельный" порядок и установленные работодателем собственные формы документов могут не устроить указанные органы по тем или иным причинам, особенно если непринятие мер после факта микротравмы повлечет уже более серьезное последствие в виде несчастного случая.

В частности, для учета микротравм Минтруд России предлагает:

1. Утвердить положение о порядке учета микроповреждений (микротравм) работников (образец мы привели в примере 5).

2. Ознакомить работников с утвержденным порядком учета микроповреждений.

3. Информировать работников об их действиях при получении микроповреждения (микротравмы).

4. Организовать:

- рассмотрение обстоятельств, выявление причин, приводящих к микроповреждениям (микротравмам) работников;

- фиксацию результатов рассмотрения в специальном документе - справке о рассмотрении обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждения (микротравмы) работника;

- регистрацию происшедших микроповреждений (микротравм) в специальном журнале учета.

5. Обеспечить доступность в организации (структурных подразделениях) бланка справки в электронном виде или на бумажном носителе.

6. Установить место и сроки хранения справок и журнала (рекомендуемый срок не менее 1 года).

Кроме того, в основной ЛНА в сфере охраны труда (например, положение о системе управления охраной труда) потребуется добавить права работников:

- на обращение к работодателю с информацией о получении микротравмы и просьбой ее расследовать;

- личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм).

Теперь перейдем непосредственно к учету и расследованию микроповреждений работников.

Основанием для учета (в т.ч. регистрации) работодателем микроповреждения, а также для дальнейшего рассмотрения обстоятельств и причин, приведших к его возникновению, является обращение пострадавшего работника.

Минтруд России советует пострадавшему незамедлительно информировать непосредственного или вышестоящего руководителя о микроповреждении любым общедоступным способом (например, в письменном виде, образец см. в примере 1). Рекомендуется сообщить следующие сведения:

- Ф.И.О., должность и структурное подразделение пострадавшего работника;

- дату, время, место и краткое описание обстоятельств получения микротравмы;

- описание самой микротравмы;

- краткую информацию об обстоятельствах ее получения (например, сведения об очевидцах).

Помощник прокурора района Васиченко Евгения



30.12.2022  Об ответственности за высадку из общественного транспорта подростков

В связи с участившимися случаями неправомерных действий, связанных с принудительной высадкой из общественного транспорта несовершеннолетних, напоминаем об ответственности за действия подобного рода.

Частью 2.1 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность водителя и иных должностных лиц за принудительную высадку из автобуса, трамвая или троллейбуса несовершеннолетнего, не достигшего возраста шестнадцати лет, не подтвердившего оплату проезда, если его проезд подлежит оплате, либо право на бесплатный или льготный проезд, и следующего без сопровождения совершеннолетнего лица.

Такие действия, если они не содержат признаков уголовно наказуемого деяния (то есть не повлекли тяжких последствий, не создали опасность для жизни и здоровья ребенка), влекут наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Каждый конкретный случай высадки подлежит самостоятельной оценке – если это повлекло оставление ребенка в опасности (например, высадка ребенка вдали от населенного пункта либо в условиях холодной погоды и т.д.) могут быть усмотрены признаки уголовного деяния, предусмотренного ст.125 УК РФ (оставление в опасности). Такое деяние влечет уголовную ответственность – наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

В случае гибели подростка или причинения вреда его здоровью содеянное квалифицируется в зависимости от наступивших последствий.

Старший помощник прокурора Еткульского района Наталья Рязанова


30.12.2022  Уголовная ответственность за угрозу убийством

Уголовное преступление в цепочке противоправных действий гражданина считается наиболее опасным, как в плане объекта посягательства, так и для самого субъекта в целом. Если раньше виновника могли привлечь только за фактические действия против человека, то сейчас мера наказания значительно расширена. Теперь к ответственности могут привлечь не только за совершенные действия, но и за попытки психического давления, выраженные в форме угроз и шантажа.

Ответственность за угрозу убийством или причинение тяжкого вреда здоровью предусмотрена статьей 119 Уголовного кодекса РФ при условии, если имелись реальные основания опасаться осуществления этой угрозы. Угрозы - это способ психического воздействия, намеренно направленного на запугивание потерпевшего, которая рассчитана исключительно на причинение потерпевшему психической травмы, чтобы вызвать у него чувство тревоги, страха беспокойства за свою безопасность, жизнь и здоровье, а в отдельных случаях близких ему лиц. Отличительной особенностью преступления является то, что у виновного имеется возможность совершить убийство или причинить тяжкий вред здоровью, но он сознательно этого не сделал.

Уголовная ответственность по данной статье наступает лишь в случае, если угроза была реальной, то есть у потерпевшего имелись основания опасаться приведения ее в исполнение. Под угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью понимаются не только прямые высказывания, в которых выражалось намерение применения физического насилия к потерпевшему лицу или к другим лицам, но и такие угрожающие действия виновного, как, например, демонстрация оружия или предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия.

Для оценки реальности угрозы имеют значение также характер взаимоотношений виновного и потерпевшего, серьезность повода для угрозы, личность угрожающего, возраст или состояние здоровья потерпевшего, а также восприятие ее потерпевшим и окружающим его лицам, которые знают, как потерпевшего, так и угрожающего.

Угроза может быть высказана в устной, письменной форме, в том числе с использованием средств связи, выражена действиями виновного. Она может быть высказана непосредственно потерпевшему, либо передана через близких или знакомых лиц. Максимальный размер наказания за совершение указанного преступления - лишение свободы на срок до двух лет.

Помощник прокурора Е.С. Сухарев

29.12.2022  Уголовная ответственность за создание фиктивных организаций

Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию юридического лица может наступать в соответствие со ст. 173.1 УК РФ.

Объект данного преступления - установленный порядок образования юридического лица.

Объективная сторона характеризуется альтернативными формами деяния: а) предоставление в налоговый орган при создании или реорганизации организации сведений об учредителях и директорах, которые в действительности являются подставными; б) предоставление в налоговый орган сведений об изменении участников юридического лица или смене директора на подставных лиц.

В соответствии с примечанием к статье 173.1 УК РФ под подставными лицами понимаются лица, которые являются учредителями (участниками) юридического лица или органами управления юридического лица и путем введения в заблуждение либо без ведома которых были внесены данные о них в единый государственный реестр юридических лиц, а также лица, которые являются органами управления юридического лица, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом.

Преступление признается оконченным с момента внесения налоговым органом соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Субъектом преступления следует признать лиц, образовавших такое юридическое лицо, т.е. принявших решение и оформивших создание (реорганизацию) юридического лица и (или) выступивших заявителями при подаче документов на государственную регистрацию. Заявителями об образовании такого лица могут выступить и сами подставные лица, действующие под влиянием заблуждения. При этом введение в заблуждение подставных лиц может осуществляться как самим виновным, так и третьими лицами.

Субъективная сторона предполагает прямой умысел. Виновный осознает факт образования юридического лица через подставных лиц, введенных с этой целью в заблуждение им самим или третьими лицами, и желает образовать (внести в государственный реестр юридических лиц) запись о таком лице.

За совершение анализируемого преступления Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательных работ на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишения свободы на срок до пяти лет. 


Помощник прокурора Е.С. Сухарев

29.12.2022  О новом в пределах необходимой обороны


В связи с возникающими в судебной практике вопросами Постановлением Пленума Верховного суда от 31.05.2022 № 11 внесены изменения в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2012 № 19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление».

Согласно изменениям расширен перечень посягательств, защита от которых допустима в пределах, установленных частью 2 статьи 37 УК РФ (необходимая оборона).

Теперь к таким посягательствам отнесено незаконное проникновение в жилище против воли проживающего в нем лица, не сопряженное с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.

Судам разъяснено, что состояние необходимой обороны может иметь место в том числе в случаях, когда защита была осуществлена при обстоятельствах, свидетельствующих о наличии реальной угрозы совершения общественно опасного посягательства, а действия оборонявшегося лица непосредственно предшествовали такому посягательству и были направлены на его предотвращение (например посягающее лицо высказывало угрозу немедленного применения насилия в условиях, при которых у оборонявшегося лица имелись основания опасаться осуществления этой угрозы, направляло в сторону оборонявшегося лица оружие, что свидетельствовало о намерении посягающего лица применить это оружие непосредственно на месте посягательства)

Прежней редакцией разъяснялось, что не признается находившимся в состоянии необходимой обороны лицо, которое спровоцировало нападение, чтобы использовать его как повод для совершения противоправных действий (для причинения вреда здоровью, хулиганских действий, сокрытия другого преступления и т.п.). Теперь указанный пункт дополнен абзацем следующего содержания «Вместе с тем не могут признаваться провокацией нападения правомерные действия лица, в том числе направленные на пресечение нарушения общественного порядка».

Судам также предписано трактовать все сомнения по делам о самообороне в пользу обвиняемого, и пункт 13 Постановления дополнен следующим абзацем: «При проверке доводов подсудимого о совершении общественно опасного деяния в состоянии необходимой обороны суд обязан исходить из принципа презумпции невиновности, в том числе учитывать, что подсудимый не обязан доказывать свою невиновность или наличие в его действиях признаков менее тяжкого преступления. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых подсудимым в свою защиту, лежит на стороне обвинения, а все сомнения в наличии состояния необходимой обороны и (или) виновности лица, обвиняемого в превышении ее пределов, которые не могут быть устранены в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, толкуются в пользу подсудимого».

Помощник прокурора Е.С. Сухарев


09.12.2022 Требования антикоррупционного законодательства в части урегулирования конфликта интересов


Меры урегулирования конфликта интересов основываются на определении понятия «конфликта интересов», закрепленного в статье 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в соответствии с которым «под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается сама возможность получения доходов в виде денег, иного имущества или каких-либо выгод, а не фактическое их получение.

Согласно статье 11 Закона № 273-ФЗ лицо, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов путем уведомления в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Непринятие лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.